Песочная психотерапия - это один из наиболее эффективных и безопасных способов оказания психологической помощи детям.
Его основанием служит создание условий для активизации естественной для каждого ребенка способности справляться с трудностями и конфликтами через игру, через взаимодействие с природными материалами (песок, вода) и миниатюрными игрушками, через разыгрывание сказочного сюжета, метафорически отражающего драматические моменты детской реальности.
Великолепный метод, позволяющий ребенку активизировать творческие ресурсы, повысить уверенность в себе, справиться со страхами, отреагировать и научиться управлять агрессивными побуждениями, оценить ценность дружеских отношений, приобрести опыт решения разных проблем! При этом он экологичен, т.е. безопасен, ведь в оказании психологической помощи детям основной принцип:"Не навреди!".
Подарите своему ребенку возможность наслаждаться своим детством!
Запишите его на песочную терапию!
Вы можете принять решение сразу или после проведения психологической диагностики. В нашей студии для детей предлагается:
- диагностика эмоционально-личностных проблем (2 встречи, стоимость 2000 рублей);
- комплексная психологическая диагностика : нейропсихологическая+диагностика эмоциональной проблематики (3 встречи, стоимость 3500 рублей).
Подробности и запись по телефону: 382-55-93
Психотерапевтическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств методом песочной терапии и сказкотерапии проводится 1-2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 1 час
Запись по телефону: 382-55-93
Мы работаем по адресу: ул. 8 Марта, дом 7, оф. 72 (вход со двора)
Предлагаем Вам подробнее ознакомиться и оценить потрясающие возможности песочной терапии в статье психолога Натальи Алексеевны Бурковой
ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Кто из нас в детстве не играл «в куличики»? Ведерко, формочки, совок — первое, что приобретают ребенку родители. С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими кукол, родителей и гостей! При этом они часто повторяют услышанные от взрослых реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др. Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего Взрослого Мира.
Первый опыт общения друг с другом дети получают в игре с песком. Кто-то лепит куличики и строит дома, а кто-то с удовольствием разрушает созданное, швыряет песок в глаза другим. Наблюдая за тем, как ведут себя дети в песочнице, родители открывают в своем любимце новые, неожиданные качества. Одни могут ужасать, другие — радовать. Что же нас огорчает и озадачивает? То, что наш ребенок позволяет другим ущемлять свои интересы: бить, отнимать игрушки, прогонять. Что делаем мы в этой ситуации? Один попытается «восстановить справедливость» и «покарать» обидчика своего чада; другой — уводит рыдающего малыша домой с чувством горечи и невыраженного протеста; третий — сразу начнет учить «давать сдачи»; а кто-то поступит по принципу: «Если деточки дерутся, лучше в драку не вступать».
Первые сложности нашего ребенка в общении с другими детьми (в сюжетно-ролевых и совместных играх) мы часто воспринимаем как личное оскорбление и проблему.
К психологу молодые мамы приходят с вопросами: «Мой сын не умеет общаться с детьми — в песочнице отнимает игрушки и бросается песком, что делать?» или «Мой сын не умеет общаться с другими детьми — в песочнице у него постоянно отнимают игрушки, а он терпит, что делать?» Оказывается и «Агрессор», и «Тихоня» проблемные. Почему? Потому что у них обоих не сформировано умение нормально общаться.
Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверное, он желает создавать что-то свое; ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания и реализуются в играх с песком.
Безусловно, непросто разобраться и в себе самом, а тем более другом. Конечно, речь дает нам возможность понимать друг друга. Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как же быть маленькому человеку, незначительный словарный запас которого не дает ему возможности рассказать взрослому о своих переживаниях? Например, можно нарисовать свое состояние. Но маленькие дети еще плохо рисуют. Бывает, что ребенок расстраивается и плачет оттого, что не смог выразить то, что хотел.
КАКОВО ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ?
Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой.
Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
развить более позитивную Я-концепцию;
стать более ответственным в своих действиях и поступках;
выработать большую способность к самопринятию;
в большей степени полагаться на самого себя;
овладеть чувством контроля;
развить способность преодолевать трудности;
развить самооценку и обрести веру в самого себя.
В играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок может выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов, от напряжения, бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослых и пережитое не развивается в психическую травму. Песочница имеет замечательное свойство — «заземлять» негативную психическую энергию, т.е. отпускать отрицательные эмоции (замечено, что после установления песочницы в группах детских садов, некоторые «разгоряченные» дети врывались в группу, подбегали к песочнице и зарывали руки в песок и буквально через несколько минут они успокаивались и присоединялись к работе группы).
Главное достоинство Песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
А мы, в свою очередь, получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний Мир ребенка в данный момент — ландшафт его Души.
Оказывается, строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр позволяет осуществить взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Осмысление опыта и ситуации.
Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеют возможность – вынести ее вовне из внутреннего мира, посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, дает возможность соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
Сказочная инструкция, наделяющая человека ролью Волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения. Ибо статус Волшебника предполагает наличие дополнительных возможностей.
Играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, человек независимо от возраста чувствует себя настоящим волшебником. Создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходимой ему.
Стимулирование фантазии, позитивные оценки результатов создают ощущения защищенной и безопасной среды и помогают развитию творческих способностей. Если попросить обычного человека: «Напишите сказку», он посмотрит удивленно. Но когда
человек смотрит на фигурки, расставленные в песочнице, сюжет приходит как бы сам собой. Сочинение историй и сказок помогает в непроизвольной метафорической форме осмыслить жизненный опыт человека.
Так разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время оно активно встраивает новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении человека происходят определенные изменения.
Это удивительно, но человек начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде эффективных моделей поведения переносится на реальное поведение человека, и так далее.
Отношения. В песочной игре люди легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, могут посмотреть к чему приведет использование той или иной модели, что позволяет сформировать навыки построения партнерских взаимоотношений.
Сказкотерапевтические игры с песком в детской группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом.
В данной инструкции «кодекс чести» Волшебника устанавливает правила: не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности и др.
Важно как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособленно, другой — распространится на всю территорию песочницы. В песочных играх у детей включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется способность к пониманию и сопереживанию.
ГДЕ И ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ?
Метод песочной терапии широко применяется в работе с детьми от трех лет, а так же, как один из этапов в индивидуальной работе с подростками и взрослыми, в семейной и супружеской терапии.
Области применения:
Проективная диагностика;
Терапия психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страхов, неврозов и т.д.;
Формирование и развитие необходимых жизненных навыков (саморегуляции, общения, эмоционального интеллекта и др.) и формирование нравственных ценностей
Психопрофилактика (снятие эмоционального напряжения) проводится с целью недопущения проблемных ситуаций;
Обучение, позволяющее в доступной форме освоить учебный материал;
Коррекция:
- различных форм нарушений поведения;
- сложностей во взаимоотношениях (с супругами, родителями, коллегами, воспитателями, учителями, и сверстниками;
- сложностей адаптации к изменениям в окружении (поступление в детский сад, школу, новая работа), изменениями в семье (создание семьи, развод, появление нового члена семьи, и т.д.);
ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.
Разработанная К.Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».
Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии.
Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М.Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром».
Песочница как среда использовалась и используется многими психологическими направлениями: арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе. Однако Формированием концепции «песочной терапии» (или «Sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. В 1950-х годах психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» и положив в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф вначале использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми.
Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др. авторами сказкотерапевтического метода была разработана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
В нашей студии с использованием песочницы проводятся:
Стоимость одного занятия - 600 рублей
Запись по телефону: 382-55-93
Мы работаем по адресу: ул. 8 Марта, дом 7, оф. 72 (вход со двора)
Если у Вас возникли вопросы или вы хотите обговорить время встречи непосредственно с ведущей психокоррекционных программ методами сказкотерапии и песочной терапии Бурковой Натальей Алексеевной, можно позвонить по телефонам 89049828980, 89122511913 или написать на e-mail: burkan@mail.ru